Темы творческих работ (эссе) СГА → Логика и методология научного познания (магистр, курс 1)

Логика и методология научного познания (магистр, курс 1) (5256) , модуль 1 - Темы творческих работ (эссе) СГА

  • Абстракция и ее роль в познании.
  • Аксиоматический метод и его роль в науке.
  • Анализ и синтез в логике.
  • Анализ, синтез, абстрагирование, идеализация как методы формирования научных понятий
  • Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины
  • Взаимоотношения аргументации, обоснования и логического доказательства в научном познании
  • Взаимоотношения науки с различными сферами жизни современного общества
  • Взаимоотношения старой и новой теорий в процессе научной революции
  • Взаимоотношения философии науки, логики науки и методологии науки
  • Взаимосвязь признанной фундаментальной теории с научным сообществом
  • Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней знания.
  • Взаимосвязь эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания и знания
  • Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие научного знания
  • Возможности использования эксперимента в науках о человеке
  • Возможные классификации научных теорий
  • Возрастание точности описания фактов в процессе эволюционного развития теории
  • Генетический метод построения научной теории.
  • Гильбертовская программа обоснования математики и ее философское значение.
  • Гипотеза как форма научного познания и знания. Место гипотез в познавательном процессе
  • Гипотеза как форма развития научного знания
  • Гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории
  • Гносеологическая характеристика проблемы и ее место в познавательном процессе
  • Границы применимости дедуктивно-номологического объяснения
  • Границы применимости экспериментального метода
  • Две модели развития научного знания: кумулятивизм и антикумулятивизм
  • Дедукция как метод науки и его функции
  • Диалектика и логика в формировании научных понятий.
  • Дисциплинарное разделение современной науки
  • Доказательство и опровержение в научном познании.
  • Доказательство и открытие.
  • Доказуемость и истинность.
  • Законы действительности и законы науки
  • Значение редукционных правил для связи теории с эмпирическим уровнем знания
  • Значение редукционных правил для эмпирической интерпретации теоретических понятий
  • Значение технических применений теории для ее эволюционного развития
  • Значение эмпирических методов познания для развития науки
  • Значения опровержений для развития научного знания
  • Идеализация и абстракция.
  • Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов
  • Идеализированный объект теории и его отношение к реальности
  • Изменение концептуального аппарата теории в процессе ее эволюционного развития
  • Изменение содержания научных понятий в процессе научной революции
  • Изменение соотношения между теорией и фактами в процессе ее эволюционного развития
  • Измерение как метод познания
  • Индукция и вероятность
  • Индукция как метод научного познания
  • Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды
  • Интерсубъективность как важнейшее требование к результатам наблюдения, измерения, эксперимента
  • Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. 
  • Историческое развитие науки
  • Историческое формирование количественного понятия температуры
  • классификация методов научного познания
  • Классификация методов психолого-педагогических исследований
  • Классификация наук
  • Классический и неклассический варианты формирования теории
  • Критерии истинности научного знания
  • Критерии научности – эмпирическая проверяемость, подтверждаемость, опровержимость, наличие парадигмы, разработка специализированного языка
  • критерии научности
  • Логика и логика науки. Основные этапы в развитии логики науки
  • Логика как методология
  • Логическая структура опровержения научной теории
  • Логическая структура подтверждения научной теории
  • Логическая структура эмпирической проверки научной теории
  • Логическая форма выражения законов науки.
  • Логическая форма законов науки. Классификация законов науки
  • Логические основы теории аргументации
  • Логические проблемы оснований математики.
  • Метатеоретический (парадигмальный) уровень научного познания и знания
  • Метатеоретический уровень научного знания и его структура
  • Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. 
  • Метод формализации и его роль в науке.
  • Методологическое значение логики. Роль логики в формировании, обосновании и развитии научного знания
  • Методология логики.
  • Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение
  • Методы научного познания и их классификация
  • Мировоззренческие, методологические, фактологические следствия научной революции
  • Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы
  • Накопление аномальных фактов и научный кризис
  • Наука в ее истории
  • Наука как один из важнейших институтов современного общества
  • Научная деятельность и её структура
  • Научная дисциплина в период кризиса господствующей теории
  • Научная проблема как элемент научного знания
  • Научная рациональность, её основные характеристики
  • Научная революция как изменение взгляда на изучаемую реальность
  • Научная революция как смена фундаментальных теорий
  • Научная теория и её структура. Функции научной теории
  • Научная теория как форма систематизации научного знания. Типологизация научных теорий
  • Научное доказательство и его виды
  • Научное объяснение, его общая структура и виды
  • Научное сообщество в период кризиса в науке
  • Научные законы и их классификация
  • Научные методы теоретического исследования
  • Научные методы теоретического уровня исследования
  • Научные методы эмпирического исследования
  • Научные методы эмпирического уровня исследования
  • Общая характеристика кризисного этапа в развитии науки
  • Общая характеристика науки как специфической деятельности
  • Общая характеристика научного предсказания
  • Общая характеристика научного предсказания, различие между объяснением и предсказанием
  • Общая характеристика научной революции
  • Общая характеристика научной теории как основной единицы научного знания
  • Общая характеристика эволюционного развития научной теории
  • Общая характеристика этапов решения творческих задач
  • Общая характеристика дедуктивно-номологического объяснения
  • Общее описание научной революции
  • Общелогические методы научного познания
  • Общелогические методы познания
  • Общенаучные логические методы и приемы познания
  • Общие задачи, решаемые наукой в эволюционный период ее развития
  • Объяснение и предсказание в человеческой деятельности
  • Объяснение Фарадеем опыта Араго
  • Определения и их роль в науке.
  • Основания научной теории
  • Основания, структура и функции научной теории
  • Основная проблема логики и методологии научного познания
  • Основное уравнение измерения
  • Основные механизмы этического регулирования биомедицинских исследований
  • Основные проблемы логики науки
  • Основные проблемы методологии науки
  • Особенности естественнонаучного и гуманитарного методов познания
  • Особенности истинного знания
  • Особенности науки как социального института
  • Отличия научного знания от идеологических, политических, религиозных конпцепций
  • Отличия научного знания от идеологических, политических, религиозных концепций
  • Относительный характер подтверждения и опровержения научной теории
  • Отношение между старой и новой теориями в процессе научной революции
  • Отношение новой теории к ранее установленным фактам
  • Отношения между теорией и фактами в процессе развития научного знания
  • Переинтерпретация фактов, несовместимых с теорией, для устранения противоречия между ними и теорией
  • Переинтерпретация фактов, несовместимых с теорией, для устранения противоречия между ними и теорией
  • Переосмысление известных фактов Галилеем при защите гелиоцентризма
  • Повседневное и научное истолкование объяснения
  • Повседневное и научное истолкование объяснения, виды научного объяснения и роль законов в объяснении
  • Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы
  • Понятие аномального факта
  • Понятие истинности в классической и конструктивной логиках.
  • Понятие как форма мышления. Виды понятий. Отношения между понятиями
  • Понятие метода научного познания
  • Понятие научно-технического прогресса
  • Понятие научного закона
  • Понятие научного закона и роль законов в объяснении
  • Постпозитивистские модели развития научного познания
  • Предмет изучения логики и методологии научного познания
  • Предмет логики и методологии науки
  • Преемственность старой и новой теорий в процессе научной революции
  • Примеры научных революций в истории науки: возникновение и утверждение гелиоцентризма; возникновение кислородной теории горения; квантовая механика и классическая физика и т.п
  • Природа аксиом и постулатов гипотетико-дедуктивной теории
  • Природа аксиом и постулатов гипотетико-дедуктивной теории, цели научной теории
  • Причины существования разных образов науки в логике и методологии научного познания
  • Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
  • Проблема демаркации как проблема проведения разграничительной линии между наукой и другими формами духовной деятельности людей
  • Проблема метода и методологии познавательной деятельности
  • Проблема непротиворечивости теории и ее гносеологическое значение.
  • Проблема преемственности в развитии научного знания
  • Проблема преемственности между старой и новой теориями
  • Проблема разграничения науки и псевдонауки, лженауки
  • Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций
  • Проблема существования законов общественного развития
  • Проблема универсальности дедуктивно-номологического объяснения
  • Проблемные ситуации в науке
  • Проблемы теории аргументации.
  • Разделение научного знания и научных методов на два уровня – теоретический и эмпирический
  • Различие между аддитивными и неаддитивными величинами
  • Различие между аксиоматическим и гипотетико-дедуктивным методами
  • Различие между истинностью и подтверждаемостью научной теории
  • Различие между качественными, сравнительными и количественными понятиями
  • Различие между научной гипотезой и гипотезой ad hoc
  • Различие между непосредственным и косвенным наблюдениями
  • Различие между объяснением и предсказанием
  • Различие между эволюционным и революционным этапами в развитии науки
  • Различие между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания
  • Различия в логическом выводе при подтверждении и опровержении научных теорий
  • Различия между законами природы и случайно истинными обобщениями
  • Разработка новых технических средств в процессе эволюционного развития теории
  • Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний
  • Роль моделей в познании, их классификация
  • Роль науки в жизни современного общества
  • Роль определений в научном познании. Проблема определимости терминов в составе научных теорий: явная и неявная определимость
  • Роль подтверждения и опровержения в развитии научного знания
  • Роль сознательных целенаправленных усилий в процессе решения творческих задач
  • Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания
  • Роль чувственного восприятия в эмпирических методах познания
  • Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого
  • Связь логики и методологии научного познания с философией, c современным научным знанием и историей науки
  • Связь логики и методологии научного познания с философией, современным научным знанием и историей науки
  • Системный метод познания в науке. Требования системного метода
  • Смысл проблемы демаркации
  • Смысл требования интерсубъективности к результатам наблюдения
  • Совместимость различных видов объяснения при объяснении крупных исторических событий
  • Современное понимание науки как особого вида деятельности
  • Соотношение логики и методологии научного познания с философией, наукой и историей науки
  • Соотношение между опровержением и ложностью научной теории
  • Соотношение наблюдения с теоретическими представлениями
  • Соотношение наблюдения с чувственным восприятием
  • Соотношение науки с другими видами духовной деятельности
  • Соотношение чувственного и рационального моментов на различных уровнях научного познания
  • Соперничество различных гипотез в период научного кризиса
  • Специальнонаучные и общенаучные методы познания
  • Специфика мысленного эксперимента
  • Специфика теоретического знания
  • Спор. О теории и практике спора.
  • Становление развитой научной теории
  • Структура и этапы осуществления эксперимента
  • Структура и этапы проведения эксперимента
  • Структура научных теорий.
  • Структура объяснительной теории
  • Структура эксперимента и ее элементы
  • Сущность и структура теоретического уровня знания
  • Сущность и структура эмпирического уровня знания
  • Сфера и границы применения эмпирических методов познания
  • Теоретический уровень научного познания и знания
  • Теория определений. Методологические принципы определения. Виды и правила определения
  • Технико-технологическое знание и его особенности
  • Типология гипотез. Подтверждение и опровержение гипотез
  • Типология научных проблем
  • Требования к эталону измерения
  • Уровни методологии науки. Методология науки и методика научных исследований
  • Уровни научного познания и знания: специфика и основания выделения
  • Философские основания науки
  • Философские основания науки и их виды
  • Формализация как метод теоретического познания. Его возможности и границы
  • Формирование первичных теоретических моделей и законов
  • Характеристика измерения как метода эмпирического познания
  • Характеристика наблюдения как метода эмпирического познания
  • Характеристика наблюдения как наиболее простого и фундаментального метода эмпирического познания
  • Характеристика оснований гипотетико-дедуктивной теории
  • Характеристика эксперимента как важнейшего метода эмпирического познания
  • Характерные черты научного кризиса
  • Цели научной теории
  • Эволюционные и революционные этапы в развитии науки
  • Эвристика, алгоритмы и правила логики.
  • Эвристические функции и информативность логических выводов.
  • Эксперимент – важнейшее средство эмпирического познания
  • Эксперимент П.Н.Лебедева по измерению светового давления
  • Эксперимент, его виды и функции в научном познании
  • Элементы научного наблюдения
  • Эмпирическая проверка научной теории
  • Эмпирические методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент
  • Эмпирический уровень научного познания и знания
  • Этапы научного творчеств
  • Этапы научного творчества
  • Этапы проведения эксперимента

Данный список тем процитирован в учебных целях с сайта Современной Гуманитарной Академии, www.muh.ru