Темы устных докладов СГА → Методология и методы психолого-педагогических исследований (курс 1)

Методология и методы психолого-педагогических исследований (курс 1) (6791) , модуль 1 - Темы устных докладов СГА

  • Естественные интерпретации – неустранимый компонент фактов науки
  • значение методологических знаний для профессиональной деятельности специалиста
  • Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки
  • Логико-методологические требования, предъявляемые к научным гипотезам: теоретическая и эмпирическая обоснованность, синтаксическая и семантическая непротиворечивость, внешняя непротиворечивость, верифицируемость и фальсифицируемость научных гипотез
  • Метод проб и ошибок – главный метод научного познания
  • Методология как фактор развития творческого мышления
  • Модель научного знания и его развития
  • Наука и общество: пути и способы взаимного влияния
  • Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как область культуры
  • Научные картины мира и их значение
  • Научные революции в истории науки
  • Научный прогресс как процесс возрастающей детализации, ведущий к совершенному пониманию природы
  • Основные исторические типы отношения философии и науки
  • Основные отличия науки от обыденного познания
  • Особенности философского и научного мышления
  • Относительность критериев выбора научной теории
  • Перспективы цивилизации и развития научного знания
  • Понятие научно-исследовательской программы: «жесткое ядро», защитный пояс гипотез, позитивная и негативная эвристика, сдвиг проблемы
  • Понятие несоизмеримости научных теорий
  • Понятие парадигмы как основной формы организации научного знания
  • Понятие подтверждения и опровержения научных теорий
  • Преемственность в развитии знания и проблема соотношений научных теорий друг с другом
  • Проблема истины в научном познании
  • Программа эмпирического обоснования науки. Понятие протокольного предложения
  • Прогресс науки как смена фальсифицируемых теорий
  • Развитие науки XIX – начала XX столетия и крушение классической научной картины мира
  • Роль методологии в повышении эффективности научных исследований
  • Связь методологии науки с гносеологией
  • Содержание и правдоподобие научных теорий
  • Специфика и статус методологии и методологических проблем науки
  • Становление методологии науки
  • Структура эмпирического и теоретического уровней знания
  • Уровни и структура методологического знания
  • Функции философии в научном познании
  • Функции философии в научном познании. Науковедение
  • Эмпирическая редукция теоретических терминов и предложений
  • Эмпирическое и теоретическое объяснение истории науки
  • Эмпирическое понимание природы научного знания, принцип верифицируемости
  • Эпистемологическая анархия и история науки